Банковское и казначейское сопровождение по ГОЗ:
что это такое?

Все контракты и договора, реализуемые по правилам 275-ФЗ, подлежат банковскому или казначейскому сопровождению. Это общее правило, из которого, впрочем, есть исключения. Основной функцией такого сопровождение – дополнительный контроль за расходованием денег, выделяемых на ГОЗ.

Банковское сопровождение осуществляется посредством открытия и ведения отдельного банковского счета (ОБС) в уполномоченном банке (как правило – ПАО ПСБ). Банк проводит только те операции, которые согласуются с нормативными актами и по которым клиент предоставляет обосновывающие документы. Обязательное использование номера ИГК в платежных документах позволяет отслеживать финансовые потоки по всей цепочке кооперации («окрашенные деньги»). Номер ОБС обычно начинается с цифр: 407068…

Основные права и обязанности уполномоченного банка при осуществлении банковского сопровождения, режим использования отдельного счета (ОБС), операции, совершение которых по ОБС не допускается, осуществление мониторинга и предоставление информации о расчетах по государственному оборонному заказу, основания и порядок приостановления операции по отдельному счету и отказа в совершении такой операции – данные функции банка регулируются нормами главы 3.1 Федерального закона №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», статьями 8.1 – 8.6. Также банк применяет нормативы, утвержденные инструкциями ЦБ РФ: в частности, максимальный размер прибыли, выплачиваемый с ОБС не может превышать 20% от цены договора (контракта). Данные инструкции даны в Указании ЦБ РФ от 24 октября 2019 г. № 5300-У «О критериях операций, приостанавливаемых в соответствии с Федеральным законом “О государственном оборонном заказе”». В инструкциях ЦБ РФ также даны рекомендации по пресечению практики обхода режима ОБС посредством дроблений платежей на несколько месяцев для осуществления их на обычные расчетные счета в границах пятимиллионного лимита (платежи с контрагентами без открытия ими ОБС) и другие руководящие указания.

В соответствие с действующей редакцией Закона «О государственном оборонном заказе» банковскому сопровождению подлежат все договора, заключаемые Министерством обороны и Госкорпорацией «Роскосмос» по всей цепочке промкооперации. Там, где законом и подзаконными актами не определено банковское сопровождение контрактов по гособоронзаказу, применяется казначейское сопровождение (ст. 15.29).

Порядок казначейского сопровождения контрактов (договоров) по ГОЗ также предусматривает контроль за расходованием денежных средств (платежи осуществляются УФК при предоставлении обосновывающих документов в соответствие с разрешенными операциями). Участник исполнения контракта обязан открыть лицевой счет, на который поступают целевые деньги от государственного заказчика (исключение составляют контракты, с объемом финансирования менее 5 млн. руб). Казначейское сопровождение имеют, как правило, контракты на исполнение государственного оборонного заказа, заключаемые с МВД, Росгвардией и ФСО.

В 275-ФЗ отдельно определена категория государственных заказчиков по гособоронзаказу, в отношение которых не применяются отдельные нормы контроля. В соответствие со ст. 15.29 Закона «О государственном оборонном заказе», положения, касающиеся формирования, указания и использования ИГК, банковского сопровождения и контроля ФАС не применяются в отношении государственных контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности, в целях обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом, а также в целях обеспечения Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (по ядерному оружию).

Подписывайтесь на наш
телеграмм канал! видео и статьи

Видео по теме:

Казначейское и банковское сопровождение ГОЗ