Государственный оборонный заказ (ГОЗ) – это финансирование производства вооружений и военной техники, а также приобретение товаров (включая гражданские товары двойного назначения) для нужд обороны Российской Федерации и развития Вооруженных сил. Источник финансирования ГОЗ – бюджет РФ. В соответствии с действующим законодательством, по всем контрактам, финансируемым из госбюджета, исполнитель обязан вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности. Это требование распространяется и на участников ГОЗ, включая соисполнителей по кооперации.
Раздельный учет по ГОЗ – это разновидность управленческого учета. Он отличается от бухгалтерского учета, хотя и ведется на его основе, и регулируется другими нормативно-правовыми актами. В соответствии с нормами 275-ФЗ, раздельный учет обязателен для исполнителя, чтобы предотвратить необоснованное завышение цен на оборонную продукцию. По сути, заказчиком и получателем информации раздельного учета по ГОЗ является государство, которое таким образом получает оперативные данные о расходах по всей цепочке кооперации.
Основные правила раздельного учета по ГОЗ:
– Позаказный (поконтрактный) метод учета: затраты рассчитываются по каждому договору (спецификации) на единицу продукции;
– Различение прямых, косвенных и накладных расходов: накладные расходы распределяются на стоимость продукции пропорционально общей сумме расходов (в соответствии с выбранной базой распределения);
– Состав затрат: включаемых в себестоимость продукции, отличается от статей расходов, используемых в налоговом учете, и определяется специальными нормативно-правовыми актами;
– Отчетность: при предоставлении сведений государственному заказчику и надзорному органу используются утвержденные формы (например, «отчет по исполнению контракта ГОЗ» по ПП РФ №47; формы РКМ);
– Учетная политика: правила учетных процедур и конкретный состав затрат закрепляются в учетной политике организации и утверждаются локальными нормативными актами;
– Особенности банковского и казначейского сопровождения: правила раздельного учета могут различаться в зависимости от способа сопровождения контракта.
Для разделения затрат на первичных документах обычно используется идентификатор госконтракта (ИГК), который должен быть указан во всех первичных документах. При проверке ведения раздельного учета по гособоронзаказу анализируются первичные учетные документы, отнесенные к соответствующим контрактам – они должны содержать соответствующую маркировку.
Сложности в раздельном учете по гособоронзаказу возникают при распределении затрат, связанных с оплатой труда (нормирование, разделение основной и дополнительной заработной платы, документирование выполнения работ и операций и т.д.). Для корректного учета необходима разработка локальных документов, нормирование труда на изготовление продукции и регулярное оформление производственной документации.
Подать запрос
Оставьте свои данные. Мы перезвоним через 15 минут
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
© 2025 ГОЗ: консалтинг и право
консультации по ГОЗ, аудит договоров и отчетности
Данный сайт является официальной страницей компании “ГОЗ: консалтинг и право”. Использование текстовых и графических материалов без разрешения правообладателя запрещено. Компания не несет ответственности за действия третьих лиц, использующих в коммерческих целях близкие до смешения товарные знаки, наименования веб-сайтов и РИД.